Разъяснения действующего земельного законодательства

От:
До:
24.04.2024
08:52
2

Нередко у владельцев земельных участков возникает вопрос, к какому виду разрешенного использования относится их участок и какую деятельность на нём можно осуществлять.

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить.

Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

В сегодняшнем материале мы рассмотрим виды разрешенного использования земельных участков, которые подходят для строительства индивидуального жилого дома.

1. Для индивидуального жилого строительства. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – постройка индивидуальных жилых домов гражданами на закрепленных за ними в установленном порядке земельных участках.

Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения жилого дома (отдельно стоящего, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании), выращивания сельскохозяйственных культур, размещения гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

2. Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, в целях удовлетворения личных потребностей граждан на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

На приусадебном земельном участке разрешено: размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

3. Для ведения садоводства. Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также, в соответствии со статьей 3 Закона № 217-ФЗ на садовом земельном участке разрешено строительство садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Не стоит путать вид разрешенного использования «для ведения садоводства» с видом разрешенного использования «для ведения огородничества». Если у вашего участка основной вид разрешенного использования «ведение огородничества», то строительство жилого дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости. В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

Подробнее
11.04.2024
14:09
6

В соответствии с п. 2 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее – ЗК РФ) земельное законодательство основывается на принципах приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды
и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли
в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование
и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение
и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель
и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в силу
п. 2 ст. 13 ЗК РФ, обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами
и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления
и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями
и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), –
в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет
в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 ЗК РФ).

Ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” установлены обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения:

— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

— обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий;

— соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

— обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения;

— информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, ст. 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Наиболее часто встречающимися нарушениями при проведении контрольных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность, являются:

— невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий
по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии
и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия
на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ);

— использование земельного участка не по целевому назначению
в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 2, 2.1 и 3 (ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ);

— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г.
№ 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной
с сельскохозяйственным производством деятельности (ч. 2, 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ).

Таким образом, в целях недопущения совершения земельных правонарушений на земельных участках сельскохозяйственного назначения, обращаем внимание на необходимость осуществлять все мероприятия, направленные  на соблюдение обязательных требований земельного законодательства.

В случае возникновения вопросов, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, Вы можете обратиться в отдел экономики, инвестиций, имущественных отношений Администрации муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области по телефону 8(48167) 4-21-63.

Подробнее
12.02.2024
13:53
23

Управление Росреестра по Смоленской области информирует!

На официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации» реализован сервис для самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований.

Для этого необходимо зайти на сайт Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в раздел «Деятельность – Государственный надзор – Государственный земельный надзор», далее –    в подраздел «Самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований». 

В вышеуказанном подразделе также размещены методические рекомендации по пользованию сервисом.

Прохождение самообследования в сервисе для самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований состоит из следующих этапов:

1 - Выбор земельного участка.

2 - Выбор ответов на последовательность вопросов.

3 - Получение результата и рекомендаций.

4 - Завершение.

«Для осуществления самостоятельного обследования понадобится адрес либо кадастровый номер земельного участка. Любой желающий может самостоятельно получить информацию о наличии либо отсутствии нарушений требований земельного законодательства на принадлежащем ему или используемом им земельном участке без осуществления контрольно-надзорных мероприятий органом государственного земельного контроля (надзора), а также соответствующие рекомендации в зависимости от полученных сведений»,- сообщила заместитель руководителя Управления Росреестра по Смоленской области Ольга Нахаева.

Контакты для СМИ:

Пресс-служба Управления Росреестра по Смоленской области

Тел.: (4812) 35-12-37

E-mail: rosreestr.67region@bk.ru, 67_upr@rosreestr.ru  www.rosreestr.gov.ru

Адрес: 214025, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8

Подробнее
07.02.2024
12:20
7

С 2024 года земельный налог буду начислять по повышенным ставкам на основании данных о нецелевом использовании участка, полученных от органов муниципального земельного контроля. Соответствующие нормы содержит официально опубликованный Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ, принятый для выполнения положений основных направлений налоговой политики.

Напомним, в настоящее время в налоговые органы поступают сведения о нецелевом использовании земельных участков от Россельхознадзора и Росреестра. Данные представляются в отношении принадлежащих организациям и физлицам участках, относящихся к землям сельхозназначения или зонам сельхозиспользования, предназначенным для сельхозпроизводства, а также участках для ИЖС, ЛПХ, садоводства и огородничества.

С 2024 года обмен сведениями будет осуществляться также между налоговыми органами и органами муниципального земельного контроля во всех муниципальных образованиях.

Как  пояснили в ФНС, полученные сведения будут использоваться для исчисления земельного налога по повышенной ставке (до 1,5%) со дня совершения выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений (либо со дня обнаружения таких нарушений) и до первого числа месяца, в котором установлен факт устранения таких нарушений.

Подробнее
26.01.2024
12:17
9
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (в редакции от 14.12.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» на территории Российской Федерации продолжает действовать мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Это значит, что плановые проверки муниципальным земельным контролем в 2024 году не проводятся, а внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства могут быть проведены только при:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований
Проведение внеплановых проверок во всех случаях согласовывается с органами прокуратуры.
Основным направлением муниципального земельного контроля в 2024 году, как и в прошедшем, остаётся проведение профилактических мероприятий (информирование; объявление предостережения; профилактический визит и др.) и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами (выездное обследование).
Целью таких мероприятий является мотивирование контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации.
Для получения консультаций по вопросам организации и осуществления муниципального земельного контроля юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане могут обратиться в Администрацию муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области (далее - Администрация) по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, п. Кардымово, ул. Ленина, д. 14, кабинет отдела экономики, инвестиций, имущественных отношений.
 
Почтовый адрес для направления документов и обращений:
Российская Федерация, Смоленская область, п. Кардымово, ул. Ленина, д. 14.
 
Контактные телефоны: 8(48167) 4-21-63, факс: 4-11-33.
 
Адрес официального сайта Администрации в сети Интернет: http://kardymovo.ru/.
 
Адрес электронной почты: web-kard@admin-smolensk.ru.
 
Режим работы Администрации:
с понедельника по пятницу: 8.30 - 17.30 (перерыв с 13.00 до 14.00);
суббота и воскресенье - выходной день.
Подробнее
13.12.2023
12:25
8

Часто бывают случаи, что собственник даже не догадывается, что невольно занимает чужой участок или использует свою землю не по назначению. Что же  делать чтобы не нарушить закон?

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает владельцев земельных участков использовать их по целевому назначению.

Большая часть нарушений, выявляемых при проведении надзорных мероприятий  связана с использованием земельных участков не в соответствии с целевым назначением.

Узнать вид разрешенного использования земельного участка можно из правоустанавливающих документов, либо на публичной кадастровой карте https://pkk.rosreestr.ru, а также в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Выписку можно получить, обратившись в любой офис в МФЦ, либо в электронном виде на сайте Росреестра или Госуслугах (в разделе «Земля/дом», «Онлайн выписка о недвижимости»). Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Другим часто встречающимся нарушением земельного законодательства, выявляемым муниципальными инспекторами, является самовольное занятие земельного участка.

Очень часто возникают споры о границах земельных участков. В связи с этим,  землепользователям перед покупкой земельного участка необходимо убедиться, что строения и ограждения на участке расположены в установленных границах.

Правообладателям участков, не имеющих точных границ, необходимо рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ по их уточнению.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Информация о кадастровых инженерах размещена на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru в разделе «Услуги и сервисы – Сервисы – Реестр кадастровых инженеров – Реестр СРО кадастровых инженеров».

Внесение в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка позволит собственнику земли избежать конфликтных ситуаций с соседями, поможет снизить риски незаконного захвата земельного участка, повысит привлекательность недвижимости.

 

Подробнее
01.06.2023
13:04
110

Одна из наиболее заметных тенденций 2022 года — стремительный рост использования инструментов профилактики после введения моратория на проверки, в том числе профилактических визитов. По итогам 2022 года впервые количество профилактических визитов превысило количество проверок: за год профилактических визитов проведено в 1,7 раза больше, чем проверок.

Наряду с профилактическими визитами контрольные органы используют еще один профилактический инструмент — объявление предостережения. Предостережение – это вид профилактического мероприятия по информированию предпринимателя о возможных или незначительных нарушениях обязательных требований, одна из мер реагирования контрольного органа.

Профилактические визиты и предостережения как инструменты профилактики использовались в 2022 году в большинстве регионов страны. При этом на предостережения пришлось 72 % от всех профилактических мероприятий за 2022 год. На практике у предпринимателей больше шансов получить предостережение, чем столкнуться с проверкой, стоит знать о своих правах при объявлении предостережения. Подробнее об этом в видеоролике Минэкономразвития России.

Подробнее
04.04.2023
12:02
6

 

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2023 № 372 (действует с 17 марта 2023 года) внесены изменения в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам государственного контроля и надзора, в частности в постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

К основным изменениям относятся:

- продление моратория на плановые проверки до 2030 года за исключением объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности;

- продлена возможность проведения профилактических визитов в отношении образовательных учреждений – школ, детских садов (в случае отнесения их объектов контроля к категории чрезвычайно высокого или высокого риска) – вместо плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

- установлена возможность проведения обязательного профилактического визита на основании поручений Президента или Правительства;

- отменен запрет на выдачу предписаний по любым нарушениям;

- возможность подачи заявления об изменении категории риска объекта контроля в рамках системы досудебного обжалования.

Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в 2023 году продолжатся  проводиться по сокращенному числу оснований. Так, они будут возможны по согласованию с прокуратурой:

  • при явной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • угрозе обороне и безопасности страны;
  • угрозе возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;
  • выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • установлении факта распространения в Интернете баз данных, содержащих персональные данные (с 14.02.2023).

Проверки не могут быть проведены, если не внесены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Данный реестр синхронизирован с порталом госуслуг. Через личный кабинет на портале контролируемые лица могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по их итогам решения и при необходимости обжаловать их в досудебном порядке с помощью специального сервиса подачи заявлений.

Подробнее
26.09.2022
17:37
204

Профилактический визит – это форма беседы (в том числе посредством видео-конференц-связи) по месту деятельности контролируемого лица, которая осуществляется инспектором Управления Росреестра по Смоленской области в рамках государственного земельного контроля (надзора).

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности или к принадлежащим ему объектам контроля с разъяснением критериев риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также информируется о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из соответствующей категории риска. Также в ходе визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица, разъясняться вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).

Подробнее
02.03.2021
16:12
0

лес на сельхоз земляхПостановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.      Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается с целью заготовки древесины, заготовки живицы,  заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности,  осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществления религиозной деятельности.  Правообладатель вправе в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок направить в региональные органы Минсельхозпрода, Россельхознадзора и Росреестра уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида его использования.

Подробнее
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Отдел экономики, инвестиций, имущественных отношений Администрации муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области, 2024

(48167) 4-22-37 тел./факс.: 8 (48167) 4-11-33
E–mail: yazykova@kardymovo.ru
Почтовый адрес: 215850, Смоленская область,
п. Кардымово, ул. Ленина, д.14

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!